Шпаргалка по договорной работе в кино

  1. Общие положения

Как говорилось ранее в статье «Авторские права: Шпаргалка для документалистов», именно права на аудиовизуальные произведения выступают в качестве субъекта распоряжения результатами интеллектуальной деятельности, именно они участвуют в хозяйственной деятельности.

Чаще всего это распоряжение осуществляется на основании договоров, которые подразделяются на два типа:

  1. Полная передача прав другому лицу (наподобие продажи исключительных прав на фильмы) – договор отчуждения исключительного права;
  2. Предоставление права использования фильмов в оговоренных в договоре пределах – лицензионный договор.

Договоры в сфере кинопроизводства можно разделить на три большие группы:

В Гражданском кодексе говорится о том, что договор должен быть свободным и основываться на взаимном, согласованном волеизъявлении договаривающихся сторон. Свобода договора это:

– отсутствие принуждения;

– возможность совмещать в одном документе элементы разных договоров (смешанный договор);

– предусматривать определение условий по усмотрению сторон;

– выбирать способы исполнения договора, его изменения или расторжения.

Однако, свобода договора может быть частично ограничена нормами законодательства, о которых, в частности, пойдет речь далее.

Договоры о создании результата интеллектуальной деятельности заключаются в том случае, если автор или иное лицо создает результат интеллектуальной деятельности по заказу заказчика на основании такого договора.

Если договор заключается непосредственно с автором фильма, то такой договор называется договором авторского заказа (договор на написание сценария, договор на создание режиссерской экспликации, договор на написание музыки для фильма с композитором).

Если же договор заключается, скажем, с юридическим лицом, компанией, где работает творческий коллектив, то такой договор будет называться договором о создании результата интеллектуальной деятельности (создание сайта фильма и т.п.).

Иногда, результаты интеллектуальной деятельности могут создаваться в рамках иных договоров, которые прямо не предусматривают их создание, как правило, это договорыподряда или оказания услуг.

В любом случае, в каждом конкретном договоре должен быть решен вопрос кому будут принадлежать права на создаваемый результат – заказчику или исполнителю (автору, юридическому лицу, государственному заказчику). В таких договорах могут быть предусмотрены одна из моделей:

– либо отчуждение исключительного права (когда все исключительные права переходят заказчику),

– либо по модели предоставления права использования созданного результата, т.е. лицензионного договора (заказчик лишь получает право использовать создаваемый результат на определенных условиях на оговоренный срок и территорию).

Договоры о распоряжении исключительным правом на существующие результаты заключается в том случае, когда такие объекты уже созданы и охраняются авторским правом.

Здесь опять действует одна из моделей поведения: договор об отчуждении исключительного права или лицензионный договор.

В свою очередь, лицензионные договоры подразделяются на 2 основных вида:

  • простая (неисключительная) лицензия – правообладатель сохраняет за собой права выдачи лицензий другим лицам:
  • исключительная лицензия – правообладатель не сохраняет право выдачи лицензий другим лицам.

По умолчанию, если в договоре не указано иное, лицензия считается простой (неисключительной).

ВАЖНО: Договор об отчуждении исключительного права не прекращает действие заключенных ранее лицензионных договоров, в том числе, на исключительных условиях. Он запрещает автору осуществлять использование произведение способами, предусмотренными статье 1270 ГК РФ, но при этом не препятствует автору создавать другие произведения на аналогичные темы.

Поэтому, в договорах на передачу исключительной лицензии или заключении договоров об отчуждении исключительного права на фильмы, на которые были получены субсидии Министерства Культуры РФ, лучше сразу предусмотреть наличие существующего условия по соглашению с Министерством Культуры, а именно:

Получатель субсидии (а в случае передачи прав на фильм – его правопреемник) обязуется в течение всего срока действия авторского права на фильм по требованию Министерства (Культуры) предоставлять указанному Министерством лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование фильма для государственных нужд, в том числе:

– в информационных, научных, учебных или культурных целях;

– в рамках проведения недель российского кино, дней российского кино, дней российской культуры и подобных мероприятий за рубежом;

– для участия в российских и международных кинофестивалях;

– в рамках организации творческих, памятных дат и иных подобных мероприятий с бесплатным для зрителей входом;

– для размещения в информационных и образовательных целях на web-портале «Культура.рф» в сети Интернет по истечении 24 месяцев после завершения производства Фильма.

  • Элементы договора в авторском праве
  • Субъекты договора в авторском праве

Субъекты авторских договоров –  правообладатель и правопользователь.

Правообладатели:

– автор/ы (если автору нет 14 лет, то договор заключается с его родителями (опекунами);

– соавторы (договор может заключаться с каждым из них или на основании доверенности, выданной соавторами одному из них);

– автор/ы производного произведения (переводчик, аранжировщик, переработчик и т.п.). Особенность такого договора, что они сами должны сначала заручиться разрешением автора основного произведения;

– наследники автора;

– любые пользователи, которые ранее приобрели права на основании договора;

– продюсер фильма. В данном случае продюсер фильма, являющегося сложным произведением, также должен подтвердить законность приобретения составных произведений и авторских прав (договоры с авторами фильма, права на музыкальные произведения, рисунки, инфографику и т.п.);

– организация, получившие права на произведения, созданного на основании служебного задания работником/ами;

– Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования:

– иные лица.

Правопользователи – любые физические или юридические лица, имеющие полномочия вступать в правоотношения.

  • Объекты договора в авторском праве

Объект авторского договора – произведение, на использование которого передаются права. Объекты авторского права определены в статье 1259 ГК РФ.

  • Предмет договора в авторском праве

Предмет договора в авторском праве – это передаваемые права (исключительные или неисключительные), которые в полном их объеме перечислены в статье 1270 ГК РФ. Не являются предметом договора такие неотчуждаемые права, как права авторства и право на имя.

  • Срок действия договора в авторском праве

Срок, на который передаются права, и срок, в течение которого должно быть использовано произведение, устанавливается соглашением сторон. В случае прекращения исключительного права, лицензионный договор прекращается, то есть срок действия лицензионного договора не должен превышать срок действия авторского права.

Как и всякие имущественные права, авторское имущественное право переходит по наследству в пределах срока его действия. Права могут быть подарены, завещаны. Если никто в означенный законом срок не принял наследство, то действие имущественных прав прекращается и произведение переходит в общественное достояние.

Аналогично, в случае ликвидации компании-правообладателя, в случае, если не было правопреемника, права на произведения переходят в общественное достояние.

Договором может быть также предусмотрен срок использования или срок начала использования произведения (то есть выпуск книги или показ фильма). В статье 1287 ГК РФ указывается, что в случае отсутствия в договоре конкретного срока начала использования произведения, такое использование должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведения и способа их использования.

  • Цена договора в авторском праве

Авторское вознаграждение определяется соглашением сторон. Оно может быть выражено в твердой (фиксированной) сумме, в виде процентов от полученной прибыли или определена иным способом.

  • Форма договора в авторском праве

В авторском праве это один из существенных элементов. Форму договора можно выбрать исходя из ряда условий:

Подробное описание терминологии в авторском праве указано в ГОСТ Р 55386-2012 Интеллектуальная собственность. Термины и определения (http://docs.cntd.ru/document/1200119670)

  • Содержание договора в авторском праве

Содержанием авторского договора принято считать зафиксированные в нем права и обязанности сторон. Для разных видов договоров могут существовать специфические особенности, которые будут рассмотрены ниже.

  • Исполнение и прекращение договора в авторском праве. Ответственность сторон

Надлежащее исполнение договора должно строиться на принципах взаимности, поскольку нарушение условий одной из сторон приводит к ухудшению ситуации для обеих сторон. Поэтому исполнение договора тесно связано с ответственностью правообладателя и правопользователя. Исполнение договора определено в статье 1237 ГК РФ. В ряде случаев неисполнение договорных обязательств может привести к прекращению действия договора.

Основанием для прекращения авторского договора заказа может стать смерть автора, вследствие чего произведение не может быть создано, а наследники по такому договору ответственности не несут.

В любом случае, с прекращением договора прекращаются права и обязанности сторон, являющие собой содержание соглашения.

При ненадлежащем исполнении договора сторонами, наступает гражданско-правовая ответственность. Она реализуется посредством мер принуждения имущественного характера, направленных на возмещение ущерба, выплаты компенсации или иного удовлетворения требований другой стороны.

  • Особенности каждого вида договоров
  • Договор авторского заказа

По такому договору одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленные договором произведения науки, литературы или искусства на материальном носителе и в иной форме (статья 1288 ГК РФ).

Напомним, что авторами фильма являются: автор сценария, режиссер-постановщик и композитор. С таким физическими лицами должен быть заключен авторский договор.

Особенности авторского договора:

– он может быть заключен только с автором произведения (не с его женой, братом и т.п.);

– автор, физическое лицо, может выбрать подходящий ему режим налогообложения для заключения авторского договора (в качестве индивидуального предпринимателя, самозанятого, либо используя основную систему налогообложения и его доходы будут облагаться НДФЛ и страховыми взносами);

– автор по договору либо полностью отчуждает заказчику исключительное право на создаваемые авторские произведения, либо предоставляет ему право на использование произведения в установленных договором пределах;

– договор может быть возмездным и безвозмездным. По умолчанию, если иное не указано в договоре, он предполагается возмездным (п.3. статьи 423 ГК РФ);

– замена автора или привлечение соавтора – только по согласованию заказчика, работы должны выполняться лично;

– для субсидий Министерства Культуры РФ требуются авторские договоры с отчуждение исключительного права, чтобы у авторов не было возможности в дальнейшем каким-то образом помешать выходу фильма, создаваемого за счет государственных средств;

– в авторском договоре может быть указан конкретный размер вознаграждения в виде фиксированной суммы (паушальный платеж) или роялти (процент от дохода, получаемого пользователем от использования авторских прав, например, в виде процента от будущих сборов), либо определен порядок определения вознаграждения, а также сроки его выплаты. В договоре может быть использован и паушальный платеж, и одновременно роялти.

Правительством РФ было принято Постановление от 21.03.1994 №218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» (http://base.garant.ru/104512/). Документ был направлен на установление минимальной защиты авторов от  недобросовестных пользователей. В настоящее время каких-то ставок для кинопроизводства не установлено.

Существенные условия договора – это такие условия, без которых договор считается не заключенным.

Существенные условия договора авторского заказа:

  1. Предмет договора – по поводу чего заключен договор и что автор обязуется сделать. Предмет нужно определять детально (жанр фильма, рабочее название, предполагаемая продолжительность и т.п.).
  2. Отчуждение исключительного права или предоставление права использование готового произведения?

Если это договор отчуждения исключительного права, то договор должен быть заключен только в письменной форме (п.2. статьи 1235 ГК РФ).

  • Возмездный или безвозмездный? По умолчанию – договор возмездный. Если договор возмездный, то надо определить срок оплаты и будут ли авансовые платежи.
  • Срок выполнения авторского заказа. Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным (п.1. статьи 1289 ГК РФ). Срок может быть определен: календарной датой, указанием на период времени, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
  • Специфические особенности авторского договора. Автору предоставляется дополнительный льготный срок, продолжительностью в одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора, – при необходимости и при наличии уважительных причин для завершения создания произведения. Однако, в договоре может быть прямо предусмотрено право заказчика на отказ от него при просрочке автора в связи с утратой интереса к договору (п.3. статьи 1289 ГК РФ).
  • Важной обязанностью автора является обязанность без письменного согласия другой стороны не передавать третьим лицам указанное в договоре произведение или часть его для использования тем же способом, какой обусловлен в договоре.
  • Важной обязанностью заказчика в авторских договорах – не вносить никаких изменений в произведение или в его название без письменного согласия автора. При переработке книги или сценария под фильм нужно определить обязанность студии при осуществлении изменений в соответствии со спецификой киноязыка и особенностями кинопроизводства сохранить основной идейный замысел и художественное своеобразие произведения.
  • Определение ответственности за нарушение договора. То есть определение тех негативных последствий, которые возлагаются на нарушителя в случае нарушения им договора. В отношении ответственности авторов по договору авторского заказа установлена особенность: их ответственность ограничена суммой реального ущерба (п.1. статьи 1290 ГК РФ). Единственный случай, когда в законе предусмотрена обязанность автора возместить именно убытки (включая упущенную выгоду), относится к праву автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (праву на отзыв, статья 1269 ГК РФ).

Законом также предусмотрена возможность взыскать с автора, нарушившего договор авторского заказа, неустойку, установленную договором, а также возврат заказчику авансового платежа. При этом, опять же, общий размер указанных выплат тоже ограничен суммой реального ущерба заказчику (п.2 статьи 1290 ГК РФ). Таким образом, если автора «не посетило вдохновение» и он не смог создать на заказ произведение, то он не должен возмещать причиненные заказчику убытки в виде упущенной выгоды.

Если нарушен безвозмездный договор авторского заказа, то за заказчиком признается право на возмещение им денежных расходов.

В свою очередь автор может требовать от заказчика уплаты процентов за весь период просрочки платежа в размере ключевой ставки Банка РФ (статья 395 ГК РФ), или предусмотренной договором неустойки за просрочку уплаты.

  • Договор заказа на создание результата интеллектуальной деятельности

Отличие такого договора от договора авторского заказа в том, что исполнитель по нему не сам автор, а иное лицо. Типично для случаев, когда исполнителем выступает юридическое лицо. Такие отношения регулируются правилами о произведениях, созданных по заказу (статья 1296 ГК РФ).

Особенности договора заказа на создание результата интеллектуальной деятельности:

– по умолчанию, если иное не указано в договоре, исключительное право на результат исключительной деятельности, созданный по договору, предмет которого было его создание (по заказу), принадлежит заказчику.

Существенные условия договора заказа на создание результата интеллектуальной деятельности:

  1. Предмет договора – исполнитель (подрядчик) обязуется создать результат интеллектуальной деятельности и распорядиться исключительным правом на него (совершить отчуждение исключительного права или предоставить заказчику право использовать созданный объект).
  2. Договор должен быть заключен в письменной форме.
  3. Возмездный или безвозмездный? По умолчанию – договор возмездный. Если даже стороны не согласовали размер вознаграждения исполнителя, то цена будет определяться из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичную деятельность. Если договор возмездный, то необходимо определить срок оплаты и будут ли авансовые платежи.

Важно помнить, что не допускается:

– безвозмездное отчуждение исключительного права в отношениях между коммерческими организациями (п.3.1. статьи 1234 ГК РФ);

– безвозмездное предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности в отношениях между коммерческими организациями на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права на условиях исключительной лицензии (п.5.1. статьи 1235 ГК РФ).

  • Срок действия договора. Условие о сроке необходимо, так как он позволяет определить временные границы исполнения обязательства по созданию результата интеллектуальной деятельности.
  • Специфические особенности. По общему правилу, если иное не оговорено в договоре, исключительное право принадлежит заказчику, но исполнитель вправе использовать такое произведение для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права.
  • Определение мер ответственности. Это могут быть взыскание неустойки, возмещение убытков, взыскание процентов за использование чужими денежными средствами и т.п. В договорах о создании произведений не действуют специальные нормы об ответственности авторов!
  • Договор подряда, в рамках которого также создается результат интеллектуальной деятельности

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п.1 статьи 702 ГК РФ).

Например, в рамках проведения исследования и сбора аналитики или анкет обратной связи, подрядчик выпускает аналитический отчет о результатах дистрибуции фильма или оценке социального эффекта от него. Такой отчет также будет являться результатом интеллектуальной деятельности.

Тут могут быть два варианта развития событий:

  1. Договором подряда или иным договором прямо предусмотрено создание результата интеллектуальной деятельности. Тогда он регулируется аналогично договору заказа на создание результата интеллектуальной деятельности (п.2.2.).
  2. Договором прямо не предусмотрено создание такого результата. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в рамках выполнения такого договора, которые прямо не предусматривали создание такого объекта, принадлежат подрядчику (исполнителю), если договором между ними не предусмотрено иное (п.1. статьи 1297 ГК РФ).

В данном случае, если заказчику будет принадлежать исключительное право на созданный результат интеллектуальной деятельности, то исполнитель может использовать его на условиях простой (неисключительной) лицензии. И, наоборот.

  • Договор об отчуждении исключительного права

По договору об отчуждении исключительного права правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на результат интеллектуальной деятельности в полном объеме приобретателю (п.1 статьи 1234 ГК РФ).

Особенности договора об отчуждении исключительного права:

– по общему правилу, исключительное право переходит к приобретателю в момент заключения договора;

– переход исключительного права на произведения культуры, искусства и литературы не подлежит обязательной регистрации.

Существенные условия договора заказа на создание результата интеллектуальной деятельности:

  1. Предмет договора – правообладатель передает исключительное право на результат интеллектуальной деятельности (аудиовизуальное произведение, сценарий, музыкальное произведение и т.п.) приобретателю.
  2. Договор должен быть заключен в письменной форме, несоблюдение которой влечет его недействительность.
  3. Возмездный или безвозмездный? Запрещено осуществлять безвозмездное отчуждение исключительного права между коммерческими организациями.

Цена является существенным условием возмездного договора об отчуждении исключительного права (п.3 статьи 1234 ГК РФ). Ее отсутствие влечет недействительность договора.

  • Форма выплаты вознаграждения может быть фиксированной (паушальный платеж), процентной (роялти), периодические платежи и т.п. Как правило, указывается фиксированный разовый платеж.
  • В рамках определения ответственности по договору желательно получить гарантии, что договор заключается лицом, которое действительно обладает соответствующим правом. Например, «В случае, если после заключения договора выяснится, что Сторона 1 не является правообладателем соответствующего объекта, Сторона 1 обязуется уплатить Стороне 2 неустойку в размере ____ рублей». Это называется недостоверное заверение об обстоятельствах (п.1 статьи 431.2  ГК РФ).
  • Особенность ответственности по данному договору заключается в том, что законом предусмотрены специальные способы защиты предыдущего правообладателя при существенном нарушении приобретателем обязанности выплатить ему в установленный срок вознаграждение (п.5 статьи 1234 ГК РФ). В этой ситуации правообладатель вправе требовать в судебном порядке возврата исключительного права и возмещения убытка (если исключительное право уже перешло к приобретателю), либо отказаться от договора в одностороннем порядке (если исключительное право по условиям договора еще не перешло к приобретателю).
  • Лицензионный договор

По лицензионному договору обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить лицензиату право использовать соответствующий объект в предусмотренных договором пределах (п.1 статьи 1235 ГК РФ).

Правообладатель – лицензиар, пользователь – лицензиат.

Как уже говорилось выше, виды лицензионных договоров:

  • простая (неисключительная) лицензия – правообладатель сохраняет за собой права выдачи лицензий другим лицам:
  • исключительная лицензия – правообладатель не сохраняет право выдачи лицензий другим лицам.

Особенности лицензионного договора:

– по умолчанию закон предполагает передачу простой (неисключительной) лицензии, если стороны не предусмотрели в договоре иное;

– если из текста договора прямо не следует, что исключительное право передается в полном объеме, договор считается лицензионным (п.3 статьи 1233 ГК РФ);

– лицензионный договор может быть смешанным, то есть часть прав передается на условиях исключительной лицензии, а часть – неисключительной (простой) лицензии.  Например, продажа лицензии телеканалу на фильм, с предоставлением исключительных прав на сообщение в эфир и неисключительных прав на размещение в Интернете на сайте телеканала.

Существенные условия лицензионного договора:

  1. Предмет договора – лиценизар предоставляет лиценизату право использовать результат интеллектуальной деятельности в предусмотренных пределах. Важно максимально конкретизировать объект, который будет использоваться. Например, для фильма указать авторский состав, жанр, хронометраж, при наличии – номера УНФ и прокатного удостоверения.

Способы использования результатов интеллектуальной деятельности были перечислены в статье «Авторские права: Шпаргалка для документалистов» (http://rgdoc.ru/materials/avtorskie-kolonki/22793-avtorskie-prava-shpargalka-dlya-dokumentalista/), они также должны быть конкретизированы – какими конкретными способами будет использоваться фильм (сообщение в эфир, по кабелю, ретрансляция, публичный показ и т.п.).

  • Договор должен быть заключен в письменной форме, несоблюдение которой влечет его недействительность. Исключение – договор о предоставлении права на использование произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме (п.2 статьи 1286 ГК РФ).
  • Цена является существенным условием договора, ее отсутствие влечет к его недействительности. Формы выплаты по лицензионному договору – паушальные платежи (фиксированные), роялти (периодические платежи), процентные отчисления от дохода (прибыли) и т.п.

Запрещено безвозмездное предоставление права использования объекта интеллектуальных прав между коммерческими организациями на территории всего мира и на весь срок действия исключительных прав на условиях исключительной лицензии (п.5.1. статьи 1235 ГК РФ). При такой формулировке лицензионный договор становится договором отчуждения исключительных прав.

  • Таким образом, если в лицензионном договоре отсутствует одно из условий – предмет договора, способы использования, цена, – договор считается незаключенным (п.5, 6 статьи 1235 ГК РФ).
  • Срок действия лицензионного договора не может превышать срок действия исключительного права на фильм. По умолчанию, если срок действия договора не указан, считается, что договор заключен на 5 лет (п.4 статьи 1235 ГК РФ).
  • Условие о территории. В лицензионном договоре указывается территория, на которой допускается использование результата интеллектуальной деятельности. Если такого условия в договоре не содержится, то по умолчанию право может быть использовано на всей территории Российской Федерации (п.2. статьи 1235 ГК РФ).
  • Оговорить в договоре возможность или наоборот предоставления сублицензии на использование произведений (статья 1238 ГК РФ). Заключение сублицензионных договоров можно только с письменного согласия правообладателя.

Отдельные разновидности лицензий:

«СВОБОДНЫЕ ЛИЦЕНЗИИ»

Правообладатель может сделать публично, то есть путем сообщения неопределенному кругу лиц, заявление о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использоваться принадлежащие ему произведения науки, литературы или искусства либо объект смежных прав на определенных правообладателем условиях и в течение указанного им срока (п.5 статьи 1233 ГК РФ).

Требования к «свободной лицензии»:

– заявление делается путем размещения на официальном сайте в сети Интернет;

– заявление должно содержать сведения, позволяющие идентифицировать правообладателя и принадлежащие ему произведения или объект смежных прав;

– при отсутствии в заявлении правообладателя указания на срок считается, что указанный срок составляет 5 лет;

– при отсутствии в заявлении правообладателя указания на территорию считается, что это территория Российской Федерации;

– в течение срока действия заявление не может быть отозвано и предусмотренные в нем условия использования не могут быть ограничены.

«ОТКРЫТАЯ ЛИЦЕНЗИЯ»

Открытая лицензия – заключаемый в упрощенном порядке лицензионный договор, по которому автором или иным правообладателем (лицензиаром) предоставляется лицензиату простая (неисключительная) лицензия на использование результата интеллектуальной деятельности.

Требования к «открытой лицензии»:

– открытая лицензия является договором присоединения (статья 428 ГК РФ). Все ее условия должны быть доступны неопределенному кругу лиц и размещены таким образом, чтобы лицензиат ознакомился с ними перед началом использования соответствующего произведения;

– в открытой лицензии может содержаться указание на действия, совершение которых будет считаться принятием (акцептом) ее условий. В этом случае письменная форма договора считается соблюденной;

– открытая лицензия является безвозмездной, если ею не предусмотрено иное;

– в случае, если срок действия открытой лицензии не определен, то в отношении программ для ЭВМ и баз данных договор считается заключенным на весь срок действия исключительного права, а в отношении других видов произведений – на срок 5 лет;

– по умолчанию (если иное не указано), территория, на которой допускается использование произведения, – территория всего мира.

Есть сайт, на котором выкладывают свои произведения в открытый доступ – http://creativecommons.ru/.

  • Особенности ведения договорной работы
  1. Заключение договора удаленно / электронно

Возможно заключение договора с использованием сети Интернет или обменом через электронную почту. Договор считается заключенным в письменной форме, в частности, в том случае, если заключен посредством обмена документами, в том числе электронно.

Электронный документ – информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту (статья 434 ГК РФ).

Существует 3 основные вариации заключения соглашений через Интернет-сайты:

  1.  Click-wrap – пользователю предоставляется возможность ознакомиться с условиями договора и в случае согласия – нажать соответствующую кнопку;
  2. Browse-wrap- пользователю предоставляется возможность перейти по гиперссылке и при желании ознакомиться с условиями;
  3. Web-wrap – пользователь открывает страницу сайта, и далее высвечивается надпись о том, что, продолжая пользоваться этим сайтом, он принимает условия соглашения.

Таким образом, заключая соглашения посредством Интернета (подписывая электронную форму на сайте, принимая типовые условия, осуществляя обмен документами через электронную почту и др.), пользователи соблюдают требования закона к письменной форме договора.

  • Письмо в качестве подтверждения безвозмездной передачи лицензии

Часто мы просим правообладателей предоставить нам письмо с подтверждением передачи безвозмездной лицензии на произведение (музыка, фотографии, архивы, футажи и т.п.). Обоснованно ли это?

Правообладатель согласно нормам ГК РФ может распоряжаться исключительным правом на интеллектуальную собственностью любым не противоречащим закону способом. Конечно же, отсутствие запрета не является разрешением.

Как уже отмечалось, лицензионный договор должен быть заключен в письменной форме. Сделка в письменной форме согласно Пункту 1 статьи 160 ГК РФ  может быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Отсюда может следовать то, что если письмо правообладателя (либо лицензиата, получившего соответствующее согласие от правообладателя) содержит все существенные условия лицензионного договора (п.6 статьи 1235 ГК РФ), письмо может быть принято в качестве подтверждения представления безвозмездной лицензии на право использования результатов интеллектуальной деятельности в фильме. Существенные условия лицензионного договора указаны в соответствующем разделе выше. Однако, в случае судебных притязаний, письмо, в отличие от договора, будет подвергнуто дополнительной судебной экспертизе.  Поэтому, в каких-то спорных ситуациях лучше соблюдать простую форму лицензионного договора, закрепляя в нем предмет, способы использования, возмездность/безвозмездность, срок использования, территорию. Также, надо убедиться в том, что письмо о предоставлении лицензии подписано уполномоченным на это лицом.

  • Требование нереального в договоре

Права на использование произведения, не известные на момент подписания договора, не могут быть предметом договора. Иными словами, даже если в договоре прописана «передача всех прав», то это вовсе не значит, что произведение на основании этого же договора может быть использовано способом, который будет открыт и внедрен когда-то в будущем.

Аналогично, предметом договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем (за исключением авторского договора заказа). Это, например, условия, что автору запрещено создавать в будущем произведения на ту же тематику. Или требование от автора передачи им личных неимущественных прав (права на имя, например).

  • Права на советские фильмы, поиски правообладателя

Указом президента №389 от 04.04.2001 года «О реорганизации федеральных государственных киностудий» все советские киностудии, за исключением «Мосфильма», были разделены на творческо-производственные предприятия и независимые ФГУПы – фильмофонды. На базе «Союзмультфильма», появился фильмофонд соответствующей киностудии, который получал доходы от продажи прав на показ советских фильмов. В 2008 года на базе фильмофонда «Союзмультфильм» была образована «Объединенная государственная киноколлекция», которая должна была распоряжаться правами на советские фильмы пока не истек срок действия авторских прав на них.

Единственной студией, распоряжавшейся своими правами самостоятельно, остался «Мосфильм».

Распоряжением Правительства РФ от 20.03.2012 №380-р (http://base.garant.ru/70151910/) «Объединенная государственная киноколлекция» была присоединена к Госфильмофонду России. Таким образом, все права на советские киноленты (за исключением .тех, которые принадлежат Мосфильму (http://cinema.mosfilm.ru/project/copyright.php)), принадлежат Госфильмофонду России.

Госфильмофонд, в свою очередь, может предоставлять исключительные или неисключительные лицензии на фильмы киностудиям и организациям.

Надо понимать, что просмотр и копирование фильмов, а также иных произведений в архивах, и оплата таких услуг, не является договором именно на приобретение прав на эти фильмы. Архив в данном случае выступает лишь как хранилище фильмов, а не как правообладатель (хотя и может им являться для ряда произведений). Достаточно подробный для темы авторского права документ разработан в 2017 году для отнесения документов к архивным – Методические рекомендации по отнесению архивных документов к объектам авторского и смежных прав, доступу и порядку использования таких документов (http://archives.ru/documents/methodics/2018-metod-rekomendacii-avtorskoe-pravo.shtml#98). Там же, в Приложении №4 представлена категоризация аудиовизуальных документов как объектов авторского права и смежных прав.

Экземпляры фильмов, созданные при поддержке государственного финансирования, обязательно должны сдаваться в государственные архивы (РГАКФД, Госфильмофонд), это требование установлено Федеральным законом от 29.12.1994 №77-ФЗ  «ОБ обязательном экземпляре документов» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5437/). Желающие просмотреть данные фильмы могут воспользоваться залами архивов за определенную плату, однако, для приобретения фрагментов из произведений, надо обращаться непосредственно к правообладателям.

  • Дистрибуция фильмов

После завершения производства фильма договорная работа не останавливается, а, наоборот, только начинает разворачиваться.

В рамках дистрибуции готовых фильмов используются обычно лицензионные договоры. Это могут быть лицензии (исключительные или неисключительные или смешанные) на разного рода способы использования фильмов и/или их части и/или элементы и/или персонажи и т.п.

Для таких лицензионных договоров правила аналогичны тем, которые указаны выше.

Например,

– лицензия на использование персонажей для мерчендайзинга – воспроизведение и изготовление изображений-героев (бренда) в виде игрушек, картинок, магнитиков и пр.;

– лицензия на показы в кинотеатрах, кинозалах, киноклубах, библиотеках, школах и т.п.;

– лицензия на коммерческий/некоммерческий показ на фестивале;

– лицензия на сообщение в эфир или по кабелю на телеканале;

– лицензия на предоставление прав видео по запросу (Video on Demand), в том числе стримминг, интерактивное видео по запросу;

– лицензия на сценарий фильма для создания книги;

– и т.п. и т.д.

  • Заключение

Гильдия неигрового кино и телевидения видит для себя одну из задач -это повышение юридической грамотности киносообщества. Читать договоры, вносить правки, требовать выполнения подписанных условий – неотъемлемая часть жизни всех сторон производства.

Как мы видим, если в ряде договоров не указать одно из существенных условий, то такой договор может считаться незаключенным, а соответственно, подвергнуть риску готовый проект.

В то же время, не всегда нужно заключать пространные длинные договоры, а достаточно по настоящей шпаргалке указать существенные условия и подписать документ (скажем, на безвозмездные лицензии или небольшие работы).  

Любые риски лучше минимизировать, а составление грамотного и прозрачного дела фильма – важное подспорье в данном непростом деле!

Используемые источники:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – Москва: Проспект, 2019
  2. Панкеев И.А. «Авторское право для журналистов: учебное пособие. Издание 4-е, переработанное», -М.: ИКАР, 2014
  3. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. «Авторское право и смежные права: учебник / под ред. И.А. Близнеца». – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2019
  4. Макаров Т.Г. «Обеспечение прав авторов литературных произведений: монография / Т.Г. Макаров. – М.: ИНФРА-М, 2019
  5. Гаврилов Э.П. «Право интеллектуальной собственности. Общие положения. XXI век». – Москва: Издательство «Юрсервитум», 2015
  6. Гаврилов Э.П. «Право интеллеткуальной собственности. Авторское право и смежные права. XXI век». – Москва: Издательство «Юрсервитум», 2016
  7. Гринь О.С. «Заработай интеллектом! Договоры в сфере интеллектуальных прав: научно-методическое пособие / под ред. Л.А. Новоселовой. – Москва: Проспект, 2019
  8. Богацкая С.Г. «Правовое регулирование рекламной деятельности: учеб. Пособие». – М.: Университетская книга, 2007
Наверх