Режим налогообложения и организационно-правовая форма

Выбор подходящего режима налогообложения и организационно-правовой формы кинокомпании зависит от превалирующих источников финансирования производства фильмов. Рассмотрим некоторые из них.

Субсидии на производство национальных фильмов

Субсидии предоставляются Министерством Культуры РФ на производство анимационных, игровых и неигровых фильмов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.01.2016  №38 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии», а также локальными приказами Министерства Культуры, такими, как Приказ Министерства Культуры РФ от 10.06.2016 № 522 «Об утверждении порядка отбора организации кинематографии – получателей субсидий на производство национальных фильмов»[1],  №120  от 07.02.2019 «Об основных принципах государственной финансовой поддержки кинопроизводства в 2019 году»[2].

Такие субсидии НЕ предоставляются некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям и индивидуальным предпринимателям. Соответственно, организационно-правовая форма организации для подачи заявки на субсидию может быть либо обществом с ограниченной ответственностью (ООО), либо акционерным обществом (публичным и непубличным). На это прямо указывается в новостях Министерства культуре о начале отбора организаций для участия в конкурсах на получение субсидий.

В целях налогообложения наиболее оптимальным является применение основной системы налогообложения (ОСНО). Так, субсидия учитывается во внереализационных доходах по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств (абзац 2 пункта 4.1. статьи 271 НК РФ [3]). Переводя на простой язык, сколько потрачено было средств на производство за счет субсидий, столько же в данном налоговом периоде включается в доходы, итог по налогу на прибыль – нулевой. НДС с сумм субсидий не начисляется поскольку эти поступления не являются выручкой (реализацией).

Для компаний с УСН «доходы» и “Доходы минус расходы” послабления по уплате налогов нет, эти компании обязаны оплатить налог 6% или 15% со всей суммы полученной субсидии в дату ее поступления на счет. Так как в лимите расходов не предусмотрено включение данного налога в смету производства, то этот налог должен быть уплачен из собственных средств компании. Есть многочисленные Письма Минфина, подтверждающие данную позицию.

Софинансирование (а субсидия по общему правилу предоставляется на финансирование не более 2/3 стоимости фильма) может быть:

– коммерческой выручкой (облагается налогом ОСНО и УСН),

– безпроцентным/процентным займом от учредителя (не облагается налогами ОСНО и УСН),

 – взносом учредителя в уставный капитал компании (не облагается налогом ОСНО и УСН),

–  иными заемными средствами (не облагается налогом ОСНО и УСН, а упроченные проценты включаются в расходы ОСНО и УСН «доходы минус расходы»),

– целевое финансирование партнеров на производства (облагается налогом ОСНО и УСН, выручка уменьшается на расходы на производство , осуществляемыми за счет этого софинансирование для ОСНО и УСН «доходы минус расходы)). То есть, учитывая целевой характер расходов, то итоговый налог на прибыль (или налог на УСН «доходы минус расходы» будет нулевым);

– софинансирование в рамках совместного производства (простого товарищества). Согласно п.1. Статьи 278 НК РФ не признается объектом налогообложения имущество и имущественные права, внесенные в качестве вкладов участников простых товариществ[4].

Президентские гранты на расходы, связанные с созданием аудиовизуальных произведений

Президентские гранты выделяются только некоммерческим организациям (НКО). Поэтому любые коммерческие компании подавать заявки на них не могут.

Для некоммерческих организаций целевое финансирование (при условии выполнения ряда условий, пп.14 п.1 статьи 251 НК РФ[5]) доходами не признается при любой системе налогообложения (УСН, ОСНО). 

Граны Президента Российской Федерации, предоставляемые Фондом президентских грантов, налогом не облагаются (пп.14 п.1 статьи 251 НК РФ)[6]).

Софинансирование в данном случае может быть собрано НКО в форме членских взносов, пожертвований, которые не облагаются налогом. В текущей практике финансовых отчетов по президентским грантов нет необходимости напрямую отчитываться по внебюджетному финансированию (предоставлять первичные документы необходимо только по гранту).

Целевое финансирование производства аудиовизуальной продукции

Организационно-правовая форма компании тут зачастую указывается в положениях о предоставлении целевого финансирования (целевого пожертвования, субсидии или гранта). Так, они могут предоставляться, скажем, только некоммерческим профильных организациям, или широкому перечню компаний и ИП независимо от их формы существования.

При соблюдении ряда условий суммы целевого финансирования не учитываются при определении налоговой базы по налога на прибыль организации. Разъяснение, в частности, представлено Письмом Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18.09.2018 № 03-03-06/3/66790 «Об особенностях налогообложения грантов».

Важным условием является необходимость ведения раздельного учета доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования (не в кучу все сваливать с другими проектами).

В целях налогообложения грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

– гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;

– гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Таким образом, гранты, полученные на осуществление конкретных программ в областях, указанных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса, при соблюдении всех перечисленных в данном пункте условий не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (а соответственно, и налога УСН).

При этом амортизируемое имущество, полученное в виде вышеуказанного гранта, или приобретенное за счет средств этого гранта, в целях налогообложения прибыли амортизации не подлежит (пункт 2 статьи 256 Кодекса).

Коммерческие заказы

Для коммерческих заказов оплата облагается налогом как выручка в соответствии с текущей системой налогообложения. Для оптимизации налогов при осуществлении расходов можно воспользоваться рядом доступных для кинокомпаний лайфаков, представленных ниже.

Государственные и коммерческие закупки на производство аудиовизуальных произведений

В соответствии с ФЗ №44 или 223 государственные (муниципальные) учреждения и коммерческие компании с государственным участием обязаны проводить закупочные процедуры для выбора поставщиков услуг, в том числе, и на производство аудиовизуальной продукции (коммерческие ролики, обучающие фильмы, корпоративные фильмы, документальные фильмы, видеопродукция в любом виде).

Ряд крупных компаний также проводят закупки услуг в соответствии с собственными локальными нормативными актами.

Так как никаких льготных условий по налогам для таких закупок нет, то режим налогообложения и организационно-правовая форма для таких случаев аналогично тем, которые указаны в разделе «Коммерческие заказы».

Есть, однако, часть закупок, которые осуществляются лишь у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО)[7]. При применении Федерального закона №223-ФЗ, для определенных заказчиков доля закупок у них должна быть не менее 18% от всей совокупной годовой стоимости договоров.

Определение субъектов малого предпринимательства установлено статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[8].

Общие правила сокращения налогов в кинопроизводстве

Существует ряд возможных механизмов оптимизации минимизации налогов для кинокомпаний:

  1. освобождение от НДС

Освобождение от НДС для организаций, применяющих ОСНО для тех компаний, у которых выручка от реализации по операциям, облагаемых НДС, не превышает 2 млн. руб. за любые 3  последовательных календарных месяца  (п.1 статьи 145 НК РФ).

Начать применять освобождение от НДС по статье 145 НК РФ можно с первого числа любого месяца в течение календарного года. При этом о применении освобождения необходимо проинформировать свою ИФНС в срок, не позднее 20-го числа месяца, с которого начинается применение освобождение, подав заявление по соответствующей форме и требуемый пакет документов (п.3 статьи 145 НК РФ)[9].

При этом, входящая выручка НДС не облагается, счет-фактуры выставляются с нулевым НДС, декларацию по НДС также представлять не надо. Через 12 месяцев применения освобождения необходимо предоставить в налоговую инспекцию подтверждение выполнения условия о не превышении указанного лимита в выручке, а также информацию о продлении освобождения. При нулевом НДС организация с полученной коммерческой выручки за производство аудиовизуальной продукции должна будет заплатить лишь налог на прибыль (разница между доходами и расходами, умноженная на 20%). При переводе расходов на субподрядные организации, выплате зарплат по гражданско-правовым договорам с уплатой страховых взносов, а также включении в расходы амортизации по основным средствам, такой режим налогообложения наиболее оптимален из всех возможных для минимизации уплаты налогов.

  • получение удостоверения национального фильма на создаваемый продукт

При условии  выполнения создаваемой кинопродукцией условий получения данного удостоверения (более 50: авторского состава граждане РФ и т.п.[10][11]) и успешным прохождением процесса его получения[12] , реализация на территории РФ услуг по производству кинопродукции, выполняемой организациями кинематографии с УНФ освобождена от налогообложения НДС в соответствии с пп.21 п.2  статьи 149 НК РФ[13].

Под кинопродукцией понимаются фильм, исходные материалы фильма, кинолетопись, исходные материалы кинолетописи, тираж фильма или часть тиража фильма.

Организацией кинематографии является организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основными видами деятельности которой являются производство фильма, производство кинолетописи, тиражирование фильма, прокат фильма, показ фильма, восстановление фильма, техническое обслуживание кинозала, изготовление киноматериалов, изготовление кинооборудования, выполнение работ и оказание услуг по производству фильма (прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, постижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и др.), образовательная, научная, исследовательская, издательская, рекламно-пропагандистская деятельность в области кинематографии, хранение фильма, хранение исходных материалов кинолетописи. Об этом сказано в ст. 3 Закона N 126-ФЗ.

К работам и услугам по производству кинопродукции, освобождаемым от обложения НДС, относятся работы и услуги организаций кинематографии по предоставлению напрокат кинооборудования и в аренду павильонов и кинокомплексов, по пошиву костюмов, строительству декораций, изготовлению грима, постижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов, обработке пленки, звуковому оформлению фильма, а также иные работы и услуги организаций кинематографии, включенные в смету на производство кинопродукции. Соответственно, работы (услуги) по производству кинопродукции не освобождаются от обложения НДС при их выполнении иными организациями и индивидуальными предпринимателями, даже если эта кинопродукция имеет удостоверение национального фильма. Такие разъяснения дают чиновники Минфина РФ в Письме от 29.07.2011 N 03-07-14/79. Аналогичной точки зрения придерживается налоговая служба в Письмах УФНС по г. Москве от 23.01.2009 N 19-11/4811, от 11.08.2008 N 19-11/75204, от 12.05.2008 N 19-11/45240, от 5 ноября 2004 г. N 24-11/71751. 

Например, в случае аренды помещения у компаний, применяющих НДС, можно подать письмо об освобождении от НДС арендной платы с предоставлением удостоверения национального фильма, лимита затрат с выделенной статьей об аренде, календарно-постановочного плана с указанием на срок производства (соответственно, периода освобождения от НДС) и на эту сумму (в случае адекватного арендатора) уменьшить расходы на аренду офиса/павильона.

Соответственно, от НДС для национальных фильмов, имеющих УНФ, освобождаются и лицензионные договора на прокат таких фильмов.

Понятно, что данное освобождение актуально лишь для компаний с ОСНО, для организаций, применяющих УСН, они не актуальны. 

  • Уменьшение налога УСН 6% на уплаченные страховые взносы на работников

Компании на УСН 6% может снизить налог (не более 50% от суммы налога) на страховые взносы за сотрудников в налоговую на пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также в ФСС на травматизм, на больничные сотрудникам за первые три дня, также взносы за сотрудников на ДМС. Взносы надо оплатить в тот же период, за который считается налог. Например, налог за 1 квартал можно уменьшить на страховые взносы, оплаченные с 1 января по 31 марта. Не имеет значения за какой период оплачены взносы (пп.1 п.3.1 статьи 346.21 НК РФ[14]).

Таким образом, кинокомпании могут спланировать объем заключаемых гражданско-правовых договоров для возможности снижения уплачиваемого налога с доходов 6% так, чтобы они могли его компенсировать на 50%. Скажем, при получаемой выручке в 1 млн. рублей, налог на УСН 6% будет исчислен в размере 60 000 рублей. Можно свободно оформить договор гражданско-правового подряда на сумму 110 700 рублей без дополнительных затрат (помимо уплаченного НДФЛ 13%), считаем пропорцию: 60 000 умножить на 50% – это 27,1% страховых взносов на гражданско-правовые договора, соответственно, сумма заключаемого гражданско-правового договора (100%) считается как 60 000 умножить на 0.5 умножить на 100 % и поделить на 27,1%.

  • Льготные ставки страховых взносов для СО НКО на УСН

В соответствии с Письмом Минфина от 01.08.2018 № 03-15-06/54260[15] пониженные ставки страховых взносов (20% вместо 30%) с 2019 по 2024 год установлены для социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), а также благотворительных организаций, применяющих УСН. В указанный период данные организации могут использовать пониженный тариф страховых взносов на УСН – только пенсионные отчисления в размере 20%, остальные взносы будут рассчитаны по нулевому тарифу.

  • Профессиональные налоговые вычеты авторам произведений

Профессиональные налоговые вычеты позволяют уменьшить доход, облагаемый НДФЛ по ставке 13 % на сумму фактически произведенных и документально подтвержденный расходов, непосредственно связанных с выполнением работ (оказанием услуг) по гражданско-правовому договору (п.3 статьи 221 НК РФ[16]).

Если расходы не могут быть подтверждены, по расходы, уменьшающие доход, облагаемый НДФЛ для авторов может быть уменьшен на суммы от 20 до 40% по установленным нормативам для разных категорий авторов (п.3 статьи 221 НК РФ). Для получения права на профессиональный вычет, авторы должны предоставить продюсеру (налоговому агенту) письменное заявление.

  • Оплата командировочных расходов волонтерам

По общему правилу, командировочные расходы (компенсация за проезд, проживание, суточные расходы в установленных нормативах) не облагаются налогом НДФЛ только в рамках трудовых договоров. Для гражданско-правовых договоров и договоров на оказание услуг/выполнение работ с ИП, компенсации командировочных расходов облагаются НДФЛ.

Однако, в случае, если нет оформленных договоров с командируемыми и ими выполняются работы в рамках волонтерской или деятельности по стажировке, можно применить пп.3.1 Статьи 217 НК РФ[17], когда доходы, полученные волонтерами (добровольцами) в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в виде выплат на возмещение расходов на проезд к месту осуществления благотворительной, добровольческой деятельности и обратно, на питание (в сумме нормативов суточных расходов).

  • Оформление патента для ИП на услуги аренды кинооборудования

Патентная система в России предназначена только для индивидуальных предпринимателей (ИП). Есть перечень видов деятельности, разрешенных Налоговым кодексом и попадающим под патент в 2019 году для ИП, они установлены в статье 346.43 НК РФ[18].

Так, под патент попадают:

8) услуги фотоателье, фото и кинолаборатрий,

25) монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск, перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск;

40) услуги по прокату

Согласно статье 626 ГК РФ прокат – аренда движимого имущества, в том числе – кинооборудования. По договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование. Имущество, предоставленное по договору проката, используется для потребительских целей, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательства. 

Стоимость патента устанавливается каждым субъектов РФ на год. Так, для Москвы, стоимость патента на услуги фотоателье, фото и кинолабораторий в 2019 году составляет 59 400 рублей, монофоническая и стереофоническая запись речи и т.п. – 39 600 рублей в год, услуги по прокату – 59 400 рублей в год. Эта та сумма налога, не зависимо от дохода в год (в пределах сумм применения УСН), которую надо заплатить в течение года. При значительных суммах оборотов на ИП, патентная система может быть выгодной для применения.

Однако, при применении патента предприниматель не может уменьшить сумму уплачиваемого налога на страховые взносы в фиксированном размере. Они должны быть также уплачены в полном объеме в размере фиксированной части. Патент может быть оформлен и на срок от 6 до 12 месяцев. Более подробно о получении патента для Москвы описано на сайте налоговой инспекции[19].

Так, если оборот по аренде оборудования ИП больше 1 670 000 в год, то  патент выгоден.

9) Налог напрофессиональный доход (налог на самозанятых граждан)

Пока эксперимент по данному налогу проводится только на территориях Москвы, Московской и Калужской областях, республике Татарстан. Применять этот налог могут физических лица, в том числе индивидуальные предприниматели (вместо УСН или ОСНО), местом деятельности которых являются указанные регионы[20].  Специальный налоговый режим регулируется Федеральным законом от 27.11.2018 №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, в также Республике Татарстан».

Возможно, применение такого налогового режима может быть полезно для работников киноиндустрии, а также продюсеров, совмещающих в себе функции режиссера, автора, оператора, работающих с коммерческими заказами.

Для этого налога существуют особенности: его нельзя применять, если есть наемные рабочие, если доход за год может превысить 2,4 млн. рублей, ряд других ограничений, перечисленных в законе.

Так, при работе с физическими лицами ставка налога составляет 4%, с юридическими – 6%. Положительное отличие от УСН 6% в том, что нет необходимости уплачивать страховые взносы в фиксированном размере (а в 2019 году эта сумма составляет 36 238 рублей в год) и 1% с превышения 300т.

Минусом (для тех, кому это важно), является соответствующее отсутствие страхового стажа, исчисляемого ПФР. Ведение учета ведется через программу «Мой налог» (https://npd.nalog.ru/app/), которая передает все сведения в налоговую, которая и рассчитывает налоги к уплате.

При применении данного налогового режима можно также получить налоговый вычет 10 000 рублей, уменьшив на него сумму налога следующим образом: уменьшив на 1% ставку налога при работе с физическими лицами, и на 2% – при работе с юридическими лицами.

Еще положительным моментом является то, что налоговая декларация по налогу не представляется, а в приложении «Мой налог» можно создать поручение, по которому налоговая самостоятельно будет инкассировать налог с карты или расчетного счета применяющего его физического лица.

Есть такой момент, что объектом доходов по данному налогу не признается доход по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиком является предыдущий(ие) работодатели менее двух лет назад. Это введено для того, чтобы работодатели массово не переводили своих работников на этот налоговый режим, экономя на страховых взносах по трудовым отношениям.


[1] https://www.mkrf.ru/documents/ob-utverzhdenii-poryadka-otbora-organizatsiy-kinematografii-poluchateley-subsidiy-na-proizvodstvo-522/

[2] https://www.mkrf.ru/documents/ob-osnovnykh-printsipakh-gosudarstvennoy-finansovoy-podderzhki-kinoproizvodstva-v-2019-godu/

[3] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/a71c27c043a9c3c61a550ae0baa29c34c800f1e2/

[4] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/581c53229307efa1c3ae372c201468be9f37a0e7/

[5] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/a71c27c043a9c3c61a550ae0baa29c34c800f1e2/

[6] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/625f7f7ad302ab285fe87457521eb265c7dbee3c/

[7] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/3cd4512b8c634f543d68d0da993c1bcb17a24bb8/

[8] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/08b3ecbcdc9a360ad1dc314150a6328886703356/

[9] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/8f399ec989074fdad875f9a672a1b091ea9bf05c/

[10] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130624/1baa8a6096efe0324f1749d2ac90f5caf8c10b5b/

[11] https://www.mkrf.ru/documents/prikaz-minkultury-rf-ot-27-09-2004-n-60-red-ot-31-03-2009-ob-utverzhdenii-polozheniya-o-natsionalnom2205201902/

[12] https://www.mkrf.ru/about/departments/departament_kinematografii/activities/413250/?show=alt

[13] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/c8ebcedc9ddce9d959d6c520c3b0d602f71e8e12/

[14] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/22c21f60902851e312e9a7ebc582ba92ecea94a6/

[15] https://www.audit-it.ru/law/account/967047.html

[16] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/43b2a4727390504760e272227648fa7e6355969d/

[17] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/625f7f7ad302ab285fe87457521eb265c7dbee3c/

[18] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/dfe87d3a71d81daff6243d64c49ef41c5c3302eb/

[19] https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/patent/

[20] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/b95cb9fec1c635e413e8e40c9bb7e951acd3bf97/

Наверх