Срок действия авторского права и исключения

На мастер-классе, проведенном в рамках фестиваля «Россия» в Екатеринбурге, был задан вопрос о сроках давности авторских прав. Поскольку тема не просто интересная, но и актуальная, да к тому же жизненно важная, я попробовала разобраться в ней немного глубже и структурировать изученное.

  1. Общие нормы

Исключительное право на произведение по общему правилу, содержащемуся в статье 1281 ГК РФ, действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти. То есть, если автор умер в феврале 1956 года, то срок действия авторского права начнет исчислять только с 1 января 1957 года, то есть он по общему правилу (если нет исключений) закончится 1 января 2027 года. Например, известный журналист А.А. Аграновский умер 14 апреля 1984 года, значит, семидесятилетний срок посмертной охраны его произведений начинается с 1 января 1985 г.

На сайте https://noosphere.ru/calc представлен калькулятор расчета срока действия авторского права.

Рассмотрим кратко историю изменений срока действия авторского права в Российской Федерации и СССР:

Дата измененияНормативный документСрок действия авторского права после смерти автора
28.07.2004Федеральный закон №72-ФЗ от 20.07.2004 г., вступает в силу 28.07.2004 г.70 лет со дня смерти автора начиная с 1 января следующего года (текущая редакция).
09.07.1993Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» №5351-1 от 09.07.1993 г.50 лет после смерти автора.
27.05.1973Присоединение к Всемирной конвенции об авторском праве (ВКАП, Женевская конвенция)25 лет после смерти автора Иностранные работы, опубликованные после 27 мая 1973 г. за пределами СССР были защищены авторским правом в СССР.
01.05.1962Закон Верховного Совета СССР «Об утверждении основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» от 08.12.1961 г.15 лет после смерти автора.
01.11.1957Указ Президиума ВС СССР  от 01.11.1957 «Об амнистии в ознаменовании 40-й годовщины Великой …»Срок 15 лет для умершего реабилитированного автора начинал исчисляться с момента его реабилитации, а не с момента его смерти.
16.05.1928Постановление ЦИК СССР «Основы авторского права».15 лет после смерти автора + ретроактивное действие Для ряда работ сокращенные сроки, в т.ч. на кинофильмы, сценарии – срок 10 лет с момента публикации. Фотографии –5 лет с момента публикации .
30.01.1925Постановление Центрального исполнительного комитета «Об основах авторского права».25 лет с момента первой публикации работы.
До 07.11.1917 годаСССР не является правопреемником Российской империи и Российского государства во время существования Временного правительства.Все произведения находятся в общественном достоянии, даже если их автор умер позже.

Ныне действующий срок охраны исключительных прав соответствует требованиям Бернской конвенции и ряду других актов, в том числе – Директивы Совета Европейского союза №93/98/ЕЕС от 29.10.1993 г. о гармонизации срока охраны авторских и некоторых смежных прав.

После истечения срок охраны исключительного права произведения переходят в общественное достояние.

Общественное достояние (public domain) — результаты интеллектуальной деятельности, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Произведениями в общественном достоянии может пользоваться любой человек, не получая каких-либо разрешений и не платя каких-либо лицензионных отчислений.

По российскому законодательству переход в общественное достояние возможет только после истечения срока охраны исключительного права, то есть как минимум через 70 лет после смерти автора. Однако, существуют различного рода – «Свободные» и «Открытые» лицензии для возможности предоставления открытого доступа к своим произведения (подробнее в материале Шпаргалка по договорной работе в кино).

2. Особенности расчета сроков действия авторского права

2.1. Произведение создано в соавторстве

Про соавторство в том числе можно почитать в статье Авторские права. Шпаргалка для документалиста.

Если произведение создано в соавторстве, то исключительное право на это произведение действует в течение жизни и семидесяти лет после смерти соавтора, который пережил остальных. Данное положение применяется, когда говорится о неделимом произведении (например, творчество художников Кукрыниксов (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов).

2.2. Произведение обнародовано анонимно или под псевдонимом

На что в данном случае стоит обратить внимание – была ли раскрыта автором его личность (или же она была раскрыта независимо от воли автора посмертно). Например, в аннотации к одной из книг С. Витицкого говорится, что в этот том вошел «роман Б.Н. Стругацкого, опубликованный им под псевдонимом С. Витицкий». В данном случае срок охраны действует по общему правилу, так как личность автора раскрыта. Если же истинное авторство не будет выявлено, то обнародованное анонимно или под псевдонимом произведение охраняется в течение семидесяти лет после его правомерного обнародования. Опять же – считая с января года, следующего за годом этого обнародования.

2.3. Произведение не обнародовано при жизни автора

Под обнародованием понимается не только опубликование, но и любое иное действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения – публичное исполнение, сообщение в эфир и т.п. Обнародовать произведение после смерти автора могут только те, кто обладает исключительным правом на него (неимущественные права автора, подробнее – Авторские права. Шпаргалка для документалиста).

Обнародование может быть правомерным, если оно не противоречит воле автора. Так, если есть завещание о том, что автор не хочет, чтобы произведение было обнародовано, то оно никогда не станет общественным достоянием. Воля автора при его жизни может быть оставлена не только в завещании, но и в письмах, дневниках и т.д.

Согласно пункт 3 статьи 1282 ГК РФ «Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном)».

Есть целый раздел ГК РФ о правах публикатора авторского произведения (раздел § 6 части 4 ГК РФ, статьи 1337-1344 ГК РФ), в котором говорится о том, что «Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние (статья 1282) либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом».

Права публикатора:

  1. Публикатору принадлежит исключительное права на публикуемое произведение;
  2. Публикатору разрешается вносить в произведение изменения, сокращения или дополнения, если они не нарушают замысел автора и это не противоречит воле автора, выраженной им при жизни);
  3. Публикатор имеет право на обнародование произведения в обработке или иной переработке.

Таким образом, публикатор может влиять на срок действия охраны авторского права на произведение. Исключительное право публикатора возникает в момент обнародования произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года следующего за годом опубликования (статья 1340 ГК РФ).

Тут можно говорить о том, что нельзя смешивать доступность материального носителя (архива с письмами, рукописями, видеоматериалами) и правами на нематериальные активы (интеллектуальные права). Попавшие в руки фотографии, черновики и иные материалы не дают право на их опубликование без разрешения на то воли автора.

К примеру, первая официальная публикация романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» появилась  в журнале «Москва» в 1966 году, следовательно семидесятилетний срок охраны исключительного права следует отсчитывать с 1 января 1967 года, а не со дня смерти автора.

2.4. Автор был репрессирован и посмертно реабилитирован

Если автор был репрессирован, а затем посмертно реабилитирован, то семидесятилетний срок действия исключительного права должен исчисляться с 1 января года, следующего за годом реабилитации (пункт 4 статьи 1281 ГК РФ).

Например, Н.С. Гумилев был расстрелян в августе 1921 года по обвинению в участии в так называемом «Таганцевском заговоре», а затем реабилитирован только в 1992 году.  Соответственно, все произведения Н.С. Гумилева, обнародованные им при жизни, охраняются до 1 января 2063 года и могут использоваться только с разрешения правообладателя.

Процесс реабилитации продолжается до сих пор, поэтому необходимо тщательно изучать биографию автора вплоть до текущего дня.

С 1988 года общество «Мемориал» создает единую базу данных «Жертвы политического террора в СССР», в которую сводится информация из региональных «Книг памяти». Сейчас база данных содержит около 2,6 млн записей и располагается в сети Интернет по адресу http://lists.memo.ru/. Однако, база до сих пор не полная.

2.5. Автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней

Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок действия исключительного права увеличивается на четыре года (п.5 статьи 1281 ГК РФ).

Срок устанавливается независимо от того, умер автор в 1942 году или в 1946 году. Например, М.И, Цветаева ушла из жизни в августе 1941 года, то есть во время войны. Но поскольку с начала войны и до своей смерти она работала, значит, ее произведения тоже должны охраняться не семьдесят, а семьдесят четыре года, считая с 1 января 1942 года, то есть действие длилось до 2016 года.

3. Возобновление действия исключительного права

Последние изменения законодательства в 2004 год (72-ФЗ) по приведению срока действия авторского права к международным нормам, привели к тому, что появились ситуации, когда некоторые произведения, которые до этого времени уже не охранялись, снова стали охраняемыми.

Так, например, А.Н. Толстой умер 23 февраля 1945 года. Действующий с 1993 года пятидесятилетний срок охраны его произведений следует отсчитывать с 1 января 1946 года. Писатель также работал во время Великой Отечественной войны. То есть срок действия продлевается на 4 года. Значит, срок действия исключительного права истек 1 января 2000 года. С этого момента и до 2004 года его произведения находились в общественном достоянии, и любое лицо могло их свободно использовать без согласия наследников и без выплаты вознаграждения.

Но в связи с изменениями в законодательстве (см. таблицу выше), с 2004 года следует отсчитывать не пятьдесят, а семьдесят лет со дня смерти автора. Следовательно, произведения А.Н. Толстого снова стали охраняемыми.

С момента вступления в силу четвертой части ГК РФ, а точнее с 1 января 2008 года механизм исчисления срока действия исключительного права дополнился новой существенной нормой. В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (№213-ФЗ) семидесятилетний срок охраны прав применяется в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года.

Для расчета 50-летнего срока действия исключительных прав для проверки , истек ли он по состоянию на 1 января 1993 года, следует руководствоваться следующей информацией:

  1. Действие авторского права в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти;
  2. Для анонимных произведений и обнародованных под псевдонимом – в течение 50 лет после даты обнародования, если только личность автора не оказывалась раскрытой в течение этого периода;
  3. Для созданных в соавторстве – 50 лет после смерти последнего из соавторов;
  4. Опубликованные после смерти автора, срок действия – 50 лет после года такого посмертного опубликования;
  5. Права репрессированных и посмертно реабилитированных авторов охранялись 50 лет после года реабилитации;
  6. Срок действия авторов, работавших во время ВОВ или участвующих в ней, дополнительно увеличивается на 4 года.

Соответственно, для тех произведений, срок действия 50-летнего срока исключительных прав на 1 января 1993 года не истек, руководствоваться для его расчета следует исходя из текущих законодательных норм.

ПРИМЕРЫ

Рассмотрим на примере русского и советского писателя Павла Петровича Бажова. Он умер 3 декабря 1950 года. С учетом того, что он работал в период Великой Отечественной войны, срок действия авторского права для него:

  1. На 1 января 1993 года срок действия 50-летней охраны еще не закончился (1951 + 50 лет + 4 года продление за работу в ВОВ, итого 2005 год);
  2. Исключительное право на произведения Бажова охраняются 70 лет начиная с 1 января 1951 года – то есть до 1 января 2021 года;
  3. Дополнительно учитываются 4 года за участие в ВОВ – то есть срок продлевается до 1 января 2025 года.

Писатель Михаил Васильевич Борисоглебовский умер 28 марта 1942 года.

  1. На 1 января 1993 года срок действия 50-летней охраны еще не закончился (1943 + 50 лет + 4 года продление за работу в ВО, то есть  1997 год);
  2. Исключительное право на произведения Борисоглебовского охраняются 70 лет начиная с 1 января 1943 года – то есть до 1 января 2013 года;
  3. Дополнительно учитываются 4 года за участие в ВОВ – то есть срок продлевается до 2017 года;
  4. Дополнительно изучаем биографию и узнаем, что писатель был реабилитирован в 1957 году, то есть срок начинаем вести с момента реабилитации, таким образом, семидесятилетний срок начинается с 1 января года, следующего за годом реабилитации, то есть с 1 января 1958 года и с учетом 4-летнего срока за участие в ВОВ закончится в 2031 году.

Русский и советский писатель-фантаст Александр Беляев умер 6 января 1942 года.

  1. На 1 января 1993 года срок действия 50-летней охраны еще не закончился (1943 + 50 лет + 4 года продление за работу в ВОВ, получаем 1997 год);
  2. Исключительное право на произведения Беляева охраняются 70 лет начиная с 1 января 1943 года – то есть до 1 января 2013 года;
  3. Дополнительно учитываются 4 года за участие в ВОВ – то есть срок продлевается до 2017 года.

Писатель Исаак Эммануилович Бабель, автор сборников новелл «Конармия» (1926), «Одесские рассказы» (1931), пьес «Закат» (1928), «Мария» (1935), был репрессирован и погиб в 1940 г., а затем посмертно реабилитирован в 1954 году. Срок охраны авторского права начинает действовать с 1 января 1955 года.

  1. На 1 января 1993 года срок действия 50-летней охраны не истек (1955 + 50 = 2005 г.);
  2. Исключительное право на произведения Бабеля охраняются 70 лет начиная с 1 января 1955 года – то есть до 1 января 2025 года.

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован после смерти автора (умер в 1940 году) в 1966-1967 годах (издание осуществлялось частями в виде  журнальных публикаций). Следовательно, срок охраны авторских прав на данное произведение закончится только в 1968 + 70 лет = 1 января 2038 года.

Аналогично после смерти писателя были опубликованы его произведения «Собачье сердце» (1987 год), «Театральный роман» (1965 год).

Однако, в связи с введением в ГК РФ (статья 1281 ГК РФ) срока отсчета с момента их обнародования после смерти автора (при условии, что они не были обнародованы при жизни автора) порядок исчисления данных сроков может быть пересмотрен в зависимости от того, будут ли доказаны факты более раннего обнародования указанных произведений по отношению к дате их опубликования.

В связи с тем, что ранее Закон об авторских правах предусматривал возможность продления охраны произведений в случае их неопубликования при жизни автора, часто возникают проблемы использования драматических произведений, публичное исполнение которых далеко не всегда сопровождается их опубликованием (выходом в свет), то есть выпуском в обращение экземпляров произведения. В результате, нередко драматические произведения впервые оказываются опубликованными после смерти их авторов, что приводило к применению в отношении этих произведений особого порядка исчисления срока действия исключительных прав. В настоящее время, поскольку ГК РФ прямо указывает на отсутствие обнародования в качестве основания для продления сроков действия авторских прав, в отношении неопубликованных при жизни автора произведений продление сроков охраны не происходит.

4. Особенности охраны произведений, созданных в период существования СССР

Авторское право на служебное произведение в соответствии с ГК РСФСР признавалось за работником.

Так в Гражданском кодексе РСФСР 1964 года как различные правовые категории рассматривались права автора (ст.479) и авторские права юридических лиц (ст.484).

В соответствии со статьями 485-486 ГК РСФСР 1964 г. за юридическими лицами авторское право у организаций предусматривалось в трех случаях:

  1. Авторское право на научный сборник, энциклопедический словарь, журнал, периодическое издание в целом закреплялось за организацией, выпустившей их в свет самостоятельно или при посредстве какого-либо издательства (ст. 485);
  2. Авторское право на кинофильм и телевизионный фильм принадлежало предприятию, осуществляющему съемку (абзац первый ст. 486);
  3. Авторское право на радиопередачи и телевизионные передачи принадлежало организациям, передавшим их в эфир (абзац четвертый ст.486; до 1992 г. такие передачи охранялись как объекты авторских прав).

Однако, для кинофильмов, в абзаце третьем той же статьи специально оговаривалось, что авторские прав на произведения, вошедшие в фильм, остаются за авторами таких произведений: «Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или в телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение».

Киностудии в качестве обладателей прав на фильм в целом могли осуществлять использование непосредственно самого фильма, а авторы обладали правами использования своих произведений отдельно от созданного фильма по своему собственному усмотрению.

Юридические лица могли обладать либо возникшими непосредственно у них авторскими правами, когда возникновение таких прав предусматривалось законодательством, либо приобретать права по договору. При приобретении прав действовали типовые авторские договора (ст.506 ГК РСФСР 1964 г.), срок приобретения был ограничен.

Не предусматривалось также перехода к юридическим лицам каких-либо исключительных прав на произведения, создаваемые их работниками в порядке выполнения служебного задания (служебные произведения), так как в соответствии со статьей 483 ГК РСФСР 1964 г. авторское право на произведения, создаваемые в порядке выполнения служебного задания, признавалось принадлежащим автору такого произведения.

Такой подход был изменен лишь в 1993 году с принятием Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Единственный способ отчуждения допускался лишь в случае выкупа авторского права государством (ст.501 ГК РСФСР 1964 г.).

Согласно ст.498 ГК РСФСР 1964 г. первоначально возникшее у юридических лиц – организаций авторские права, ограниченные по своему содержанию, действовали бессрочно.  В 1993 году этот срок изменился до 50 лет, с 2004 года – до 70 лет.

Авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, – со дня создания произведения.

5. Международные договоры и сроки действия авторских прав

Как уже  говорилось ранее, Россия участвует во многих международных договорах, в той или иной степени затрагивающих вопросы охраны авторских прав. Основным договором, регламентирующим вопросы охраны авторских прав на международном уровне, является Бернская конвенция, к которой Россия присоединилась в 1995 году. Нормы Гражданского кодекса приводились в соответствии с ее условиями аж до 2004 года.

В итоге, согласно подпункте 3 пункта 1. статьи 1256 ГК РФ исключительное право распространяется на произведения, обнародованные за пределами Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за пределами Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) – гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Срок действия исключительного права на территории Российской Федерации таких произведений не может превышать срока действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения (абзац 2 пункта 4 статьи 1256 ГК РФ). Сроки действия в других странах можно посмотреть, например, тут.

Алгоритм проверки срока действия авторских прав на произведения иностранных авторов следующий:

  1. Охраняется ли произведение в стране его происхождения. Если срок охраны в стране происхождения уже истек, то и в России охрана такому произведению не предоставляется;
  2. Срок действия авторских прав на произведения в стране его происхождения сравнивается со сроком, предусмотренным в России (70 лет). Если срок действия в РФ более длительный, то охрана оканчивается тем сроком, который предусмотрен страной происхождения произведения.

Условная схема определения применимого варианта подсчета срока охраны:

I. Автор произведения является гражданином Российской Федерации?

Если да, то расчете для российских произведений подсчет срока осуществляется в соответствии с положениями российского законодательства, без учета сроков действия авторских прав в иных странах.

Если нет, то переходим к пункту II.

II. Произведение было впервые обнародовано на территории Российской Федерации?

Если да, то расчете для российских произведений. Подсчет срока осуществляется в соответствии с положениями российского законодательства, без учета сроков действия авторских прав в иных странах.

Если нет, то переходим к пукту III.

III. Произведение охраняется на основании международного договора Российской Федерации (Бернская конвенция)?

Если да, то расчет для иностранных произведений. Подсчет срока осуществляется с учетом сроков действия авторских прав на произведение в стране его происхождения.

Если нет, то произведение не охраняется авторским правом на территории Российской Федерации.

IV. Отдельно – смотрим особый порядок определения срока  действия авторских прав на созданные в период существования СССР фильм и некоторые иные произведения, авторские права на которые закреплялись за государственными организациями.

6. Существующие проблемы авторского права

6.1. Сиротские произведения

Сиротское произведение – это защищаемое законодательством об авторском праве произведение, обладатель прав на которое не может быть установлен и/или локализован.

Основная причина возникновения сиротских произведений является утрата информации об авторе не по воле самого автора. Вторая причина – в том, что произведение является результатом творческого труда множества авторов, не знающих друг о друге. Интернет дает возможность множеству пользователей копировать чужие произведения полностью или частично, переиначивать их форму и содержание на свое усмотрение, а также соединять их друг с другом, получая новое произведение. В таком случае затруднительно не только узнать имя или псевдоним всех авторов, но даже установить какие бы то ни было четкие критерии авторства. Впоследствии добросовестному пользователю очень трудно или невозможно найти автора или авторов работы, что приводит к огромному массиву сиротских работ.

Еще одной причиной можно считать безответственное отношение авторов к своим правам. Безразличие, проявляемое авторским сообществом к результатам своего труда, имеет негативные последствия для пользователей и свободного, законного культурного оборота результатов интеллектуального труда в целом. Безразличие автора к судьбе своего творения оборачивается юридической незащищенностью и риском для пользователя.

Согласно общим положениям, устанавливаемым институтом права интеллектуальной собственности, автору в отношении его произведения (иному правообладателю) принадлежит исключительное право правомерно использовать или разрешать использовать такое произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом. То есть за авторами закрепляется монопольное (исключительное) право на использование соответствующего объекта авторского права.

Что касается сиротских произведений, если они попадают в интернет, можно с почти полной уверенностью сказать, что авторское право на них на практике не будет действовать. По приблизительным оценкам, около 45% контента в реальном и медиапространстве является сиротским.

Таким образом, есть большой пласт таких «сиротских произведений», легальное использование которых невозможно ввиду отсутствия явного автора.

6.2. Неприкосновенность произведений

В 2008 году в статье 1266 ГК РФ было введено отсутствовавшее в Законе «Об авторских и смежных правах» неимущественное право — право на неприкосновенность произведения. Если пункт 2 этой статьи фактически повторяет ранее существовавшее в российском законодательстве, а также описанное в Бернской конвенции «право на защиту репутации автора», то пункт 1 данной статьи вводит принципиально новые нормы, отсутствующие в международных соглашениях. Без согласия автора, его наследников, правопреемников или любых «заинтересованных лиц» запрещено внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение его иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или пояснениями (пункт 1 статьи 1266 и статья 1267). Хотя, по сути, данное право является имущественным, но оно было отнесено к неимущественным правам и, соответственно, действует бессрочно, отказ от него ничтожен.

Лишь за сам факт наличия, например, иллюстрации к тексту можно требовать отзыва тиража. Например, любые издания А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, если они снабжены иллюстрациями и комментариями, оказываются вне закона, если издатель не получал согласие всех наследников и иных правообладателей.

Получается, что для «общественного достояния» запрещено создание производных и составных работ.

6.3. Проблема соавторства

Согласно пункту 1 статьи 1281 Гражданского кодекса РФ, «исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти». Похожие положения действуют и в других странах.

По этой причине значительно усложняется процесс определения сроков перехода в общественное достояние и существенно увеличиваются сроки охраны таких произведений.

Например, ещё в 1925 году Сергеем Эйзенштейном был снят художественный фильм «Броненосец Потёмкин». Согласно статье 1263 ГК РФ, авторами художественных фильмов («аудиовизуальных произведений») являются режиссёр-постановщик, автор сценария и композитор. Авторами сценария «Броненосца Потёмкина» являются пять человек, а также в фильме звучит музыка четырёх композиторов, то есть для того, чтобы определить сроки перехода фильма в общественное достояние необходимо изучить биографии 10 человек. Один из авторов сценария — Григорий Васильевич Александров скончался в 1983 году, то есть фильм перейдёт в общественное достояние лишь в 2058 году, через 133 года после создания.

Ещё одной проблемой является возможность появления у произведения ранее неизвестного соавтора.

Заключение

Зная теорию, будет проще подходить к анализу сроков действия авторских прав. В любом случае понятно, что для этого нужно обязательно изучить историю создания произведения, его национальную принадлежность, его авторский состав, дальнейшую биографию авторского состава, информацию об опубликовании, обнародовании и много иной информации. Всем удачи!

Если возникают сопутствующие вопросы, дополнения, корректировки по тексту – просьба присылать их мне на почту kurina@rgdoc.ru или  в сообщения Facebook: https://www.facebook.com/thesunno1. Буду рада обратной связи.

Используемые источники:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – Москва: Проспект, 2019.
  2. Панкеев И.А. «Авторское право для журналистов: учебное пособие. Издание 4-е, переработанное», -М.: ИКАР, 2014.
  3. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. «Авторское право и смежные права: учебник / под ред. И.А. Близнеца». – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2019.
  4. Макаров Т.Г. «Обеспечение прав авторов литературных произведений: монография / Т.Г. Макаров. – М.: ИНФРА-М, 2019.
  5. Гаврилов Э.П. «Право интеллектуальной собственности. Общие положения. XXI век». – Москва: Издательство «Юрсервитум», 2015.
  6. Гаврилов Э.П. «Право интеллектуальной собственности. Авторское право и смежные права. XXI век». – Москва: Издательство «Юрсервитум», 2016.
  7. Гринь О.С. «Заработай интеллектом! Договоры в сфере интеллектуальных прав: научно-методическое пособие / под ред. Л.А. Новоселовой. – Москва: Проспект, 2019.
  8. Богацкая С.Г. «Правовое регулирование рекламной деятельности: учеб. Пособие». – М.: Университетская книга, 2007.
  9. Левова И.Ю., Винник Д.В., Моисеева А.Ю. Сиротские произведения в России: статус, пути решения проблемы», Москва, 2016.
  10. Дюсолье Сверин «Обзорное исследование по авторскому праву и смежным права и общественному достоянию», 2010.
  11. https://ru.wikimedia.org/wiki/Общественное_достояние_2016

Наверх